Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.07.2014 по делу N А42-2719/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 06.12.2013 N 50/7 "Об установлении цен на 2014 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. по делу № А42-2719/2014

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2014 года, решение в полном объеме изготовлено 11 июля 2014 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе
председательствующего Алексиной Н.Ю.,
судей Киличенковой М.А., Вострякова К.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нефедовой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкий колхоз "Чапома" (ОГРН 1025100538539, ИНН 5111002203; 183010, г. Мурманск, ул. Траловая, д. 12а)
к Управлению по тарифному регулированию Мурманской области (ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403; 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75),
третье лицо - муниципальное унитарное предприятие "Сервис" (ОГРН 1095102000256, ИНН 5111002718; 184712, Мурманская обл., село Варзуга, ул. Успенская, д. 40)
о признании частично недействительным постановления от 06.12.2013 № 50/7,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - председателя колхоза Гофмана Б.В., представителя по доверенности Иванова С.Е.,
от ответчика - представителей по доверенностям Погудиной Н.А., Шиловой А.Б.,
от третьего лица - не участвовал,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив рыболовецкий колхоз "Чапома" (далее - Колхоз, заявитель, СПК РК "Чапома") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Управления по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Управление, ответчик, регулирующий орган) от 06.12.2013 № 50/7 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2014 год" в части установления одноставочного тарифа на электрическую энергию в размере 17,64 руб./кВтч (с учетом уточнений от 10.07.2014).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Сервис" (далее - МУП "Сервис", третье лицо).
В обоснование требования Общество указало на несоответствие оспариваемого в части акта предельным максимальным уровням тарифов на энергию (мощность), установленным Приказом ФСТ России № 185-э/1 на 2014 год.
Управление с требованием заявителя не согласилось, указав на соответствие оспариваемого постановления действовавшему законодательству.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные выше позиции.
Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебное заседание представителя не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, в порядке положений части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Как следует из материалов дела, МУП "Сервис" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории сельского поселения Варзуга Терского района Мурманской области (села Чаваньга, Тетрино, Чапома, Пялица, Кузомень и Кашкаранцы).
В 2013 году Предприятие обратилось в Управление с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии на 2014 год, приложив к заявлению обосновывающие расчеты документы.
Постановлением от 06.12.2013 № 50/7 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2014 год" ответчиком установлены тарифы в технологически изолированных территориальных энергетических системах, на розничных рынках на территориях ценовых зон, на которых не формируется равновесная цена оптового рынка электрической энергии и мощности по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), МУП "Сервис" на 2014 год.
Пунктом 1 приложения к данному постановлению для группы "Прочие потребители" на I и II полугодие установлен тариф по уровню напряжения НН в размере 17,64 руб./кВтч, который используется Колхозом при осуществлении своей деятельности на территории села Чапома при расчетах за электроснабжение с МУП "Сервис".
Считая, что данный тариф установлен с нарушением законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив позиции лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) установлено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В силу пункта 3 статьи 24 Закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 этого Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с приложением № 1 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172, Мурманская область входит в перечень территорий, которые объединены в первую ценовую зону (зону Европы и Урала) оптового рынка электрической энергии и мощности, за исключением территорий, на которых не происходит формирования равновесной цены оптового рынка.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. К ценовым зонам оптового рынка относятся территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка. Под неценовыми зонами оптового рынка понимаются территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (статья 3 закона № 35-ФЗ).
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что МУП "Сервис" осуществляет производство и передачу электрической энергии посредством дизельных электростанций в отсутствие технологического соединения с Единой энергетической системой России на территориях Мурманской области, в границах которых не происходит формирование равновесной цены оптового рынка.
Исходя из совокупного толкования названных норм права, суд пришел к выводу, что деятельность МУП "Сервис" по реализации электрической энергии подлежит обязательному регулированию со стороны соответствующего уполномоченного органа.
Оспариваемое постановление Управления, опубликованное в установленном порядке на официальном сайте "http://www.gov-murman.ru" 06.12.2013, представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом исполнительной власти при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в публичном воздействии.
В силу изложенного постановление от 06.12.2013 № 50/7 является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Частью 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 № 311-ПП, Управление по тарифному регулированию Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
Одной из основных задач Управления является государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в соответствии с Законом № 35-ФЗ (пункт 2.1.8 указанного положения).
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что вышеуказанный акт принят Управлением в рамках предоставленных полномочий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 № 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Регламент).
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определен разделом III Регламента.
Согласно пункту 26 Регламента при рассмотрении дел об установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяются положения Главы I настоящего Регламента. Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 1 главы I Регламента и пункт 8 Правил регулирования), рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) осуществляется на основании заявления с прилагаемыми обосновывающими материалами (пункт 2 главы I Регламента).
На представление МУП "Сервис" в Управление каких-либо документов, содержащих недостоверные сведения, заявитель не ссылается, расчеты и достоверность экспертного заключения Колхозом не оспаривается, доказательства нарушения ответчиком приказа ФСТ от 28.03.2013 № 313-э в материалах дела отсутствуют.
По сути, доводы заявителя сводятся к тому, что спорный тариф является завышенным, поскольку превышает предельный максимальный уровень, установленный Приказом ФСТ России от 11.10.2013 № 185-э/1, на 3,16 руб.
Данная позиция является необоснованной и не подтверждается материалами дела исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.
В силу пункта 62 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), Федеральная служба по тарифам на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей. Указанные предельные уровни регулируемых цен (тарифов) могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций), поставляющих электрическую энергию (мощность) на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с приложением № 3 к приказу Федеральной службы по тарифам от 11.10.2013 № 185-э/1 на 2014 год введены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в среднем по Мурманской области, в следующих размерах: минимальный (без НДС) - 1344,13 коп./кВтч, максимальный (без НДС) - 1447,72 коп./кВтч.
Для проверки соблюдения требований действующего законодательства в части указанной части Управление рассчитало средний уровень тарифа на электрическую энергию на 2014 год по состоянию на 31.12.2013 исходя из того, что формирование равновесной цены оптового рынка не происходит на территориях Ловозерского и Терского районов, на которых осуществляют поставку электрической энергии МУП "Сервис" и ООО "СевТехноСервис".
В результате произведенных расчетов соответствующий средний тариф на электрическую энергию составил 1437,70 коп./кВтч, что не превышает предельный максимальный уровень тарифа, установленный Федеральной службой по тарифам.
Как следует из представленных суду материалов, спорный тариф был установлен на основании экспертного заключения по расчету необходимой валовой выручки на электрическую энергию по сетям МУП "Сервис" в селах Кузомень, Кашкаранцы, Чаваньга, Тетрино, Чапома, Пялица на 2014 год на основании материалов, представленных Предприятием. При этом необходимая валовая выручка на 2014 год, в том числе затраты на передачу электрической энергии были скорректированы (уменьшены) Управлением по сравнению с показателями, заявленными МУП "Сервис".
Размер (экономическая обоснованность) установленного для МУП "Сервис" тарифа на 2014 год, порядок его принятия, заявителем не оспаривается. Расчет экономически обоснованных тарифов на 2014 год произведен регулирующим органом в соответствии с Основами ценообразования, приказом ФСТ России от 11.10.2013 № 185-э/1 и не противоречит приказу ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, суд считает, что при принятии Управлением оспариваемого в части постановления нарушений действующего законодательства не допущено.
Проверив оспариваемое (в части) постановление Управления суд пришел к выводу, что данный нормативный акт, принятый Управлением в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявление Колхоза удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 192 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать постановление Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 06.12.2013 № 50/7 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2014 год" в части установления одноставочного тарифа для прочих потребителей в размере 17,64 руб./кВт.ч соответствующим Приказу Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 № 313-э.
В удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкого колхоза "Чапома" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.

Председательствующий
Н.Ю.АЛЕКСИНА

Судьи
К.А.ВОСТРЯКОВ
М.А.КИЛИЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------